В новом году штрафы за нарушения на дорогах вырастут примерно в полтора раза. Госдума оперативно приняла закон об ужесточении наказаний за нарушения ПДД, рассмотрев его во втором и третьем чтениях одновременно. Изменения коснутся 11 статей. Также уменьшается размер скидки на оплату штрафов: если раньше можно было оплатить половину суммы в течение 20 дней, то теперь придется заплатить 75% от суммы штрафа, но срок для этого увеличен до 30 дней.

Например, штрафы за превышение скорости на 20–40 км/ч увеличатся с 500 до 750 рублей. Если скорость превышена на 40–60 км/ч, штраф составит от 1,5 до 2,5 тысячи рублей (вместо текущих 1–1,5 тысячи рублей). Максимальный штраф за превышение скорости более чем на 80 км/ч достигнет 7,5 тысячи рублей (сейчас — 5 тысяч рублей).

Штрафы за другие нарушения также вырастут. Например, проезд на красный свет обойдется в 1,5 тысячи рублей (вместо 1 тысячи), а за повторное нарушение — 7,5 тысячи рублей (вместо 5 тысяч). Движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением теперь будет стоить 7,5 тысячи рублей (ранее — 5 тысяч). Штраф за непристегнутый ремень безопасности увеличится с 1 до 1,5 тысячи рублей.

Управление автомобилем в состоянии опьянения (если это не уголовно наказуемое деяние) будет караться штрафом в 45 тысяч рублей вместо прежних 30 тысяч.

Эти и другие изменения, предусмотренные новым законом, вступят в силу с 1 января.

Отметим, что правительственные поправки были одобрены в рамках второго чтения законопроекта, касающегося штрафов за повторное управление автомобилем без полиса ОСАГО. Соответствующий пункт остался в законе: за такое нарушение предусмотрен штраф от 3 до 5 тысяч рублей (сейчас — 800 рублей).  

Почему было принято решение увеличить штрафы? Докладчик по проекту, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Даниил Бессарабов («Единая Россия»), отметил, что размер санкций для нарушителей не пересматривался более 10 лет. «В условиях инфляции превентивная функция КоАП значительно снизилась», — заявил он. По словам депутата, основная цель нововведений — не увеличение доходов бюджета, а снижение аварийности на дорогах, защита граждан и уменьшение количества административных правонарушений, связанных с критичными для безопасности ситуациями.  

Член Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Джамаладин Гасанов («Единая Россия») привел пример: «Штрафы за превышение скорости не менялись с 2007 года. За 17 лет ценность 500 рублей значительно снизилась, и многие водители сознательно нарушают скоростной режим, ведь с учетом скидки за быструю оплату такое нарушение обходится дешевле чашки кофе».  

Его коллега по фракции Николай Будуев добавил, что был пересмотрен и размер скидки за оперативную оплату штрафов. «Этот инструмент доказал свою эффективность, повысив собираемость штрафов. Однако многие стали воспринимать его как разрешение на нарушения», — подчеркнул он.  

Напомним, что до введения скидки на оплату штрафов их собираемость не превышала 30%. Сейчас этот показатель превышает 98%. Не оплачивают штрафы только те, кому грозят серьезные наказания, например, 30 тысяч рублей за управление автомобилем в состоянии опьянения.  

Также стоит отметить, что Минфин подготовил поправки, изменяющие систему распределения доходов от штрафов. Несмотря на то, что это может звучать необычно, штрафы действительно приносят доходы, которые учитываются в бюджетах, преимущественно региональных. Однако после внесения изменений в региональные бюджеты будет поступать только 75% от суммы штрафов, а оставшиеся 25% будут направляться в федеральный бюджет.  

При этом, даже с учетом роста штрафов в полтора раза и сокращения скидки за быструю оплату на четверть, региональные бюджеты не понесут убытков.